-
Лаковая миниатюра - это роспись шкатулок, ларчиков, табакерок и прочего из папье-маше. С виду кажется, что все эти коробочки деревянные, на самом деле настоящие только из папье-маше. В России существует 4 школы лаковой миниатюры: Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй.
-
Изначально лаковая живопись зародилась в Китае и Японии. Но в Россию пришла уже из Европы.
-
Технология изготовления очень прочных (прочнее дерева) шкатулок из папье-маше привезена из Германии. Пласты древесного картона обильно промазываются клеевым составом, обматываются по шаблону будущего изделия, спрессовываются и сушатся. Затем вымачиваются в льняном масле и опять сушатся. В результате получаются очень прочные, износостойкие коробочки.
-
В России лаковая миниатюра зародилась в конце 18 века в Федоскино. В Палехе, Мстёре и Холуе - позже, уже в 20 веке. В этих местах была развита иконопись, на основе которой в советские годы и появилась лаковая миниатюра. Иконы были не востребованы, поэтому художники просто переключились на другой жанр.
-
Лаковая миниатюра - это не ремесло, а настоящее искусство, живопись. Художники пишут штучные работы, которые и стоят, соответственно, дорого и ценятся коллекционерами по всему миру. Существует очень много подделок. Будьте осторожны! Но есть и недорогие сувениры, которые не являются подделками. Это списки с работ мастеров, как старых так и современных художников, выполненные на скорую руку. Обычно они выполняются на фабриках в потоковом режиме. Они, конечно, не такие проработанные и имеют не высокую ценность, зато это доступный сувенир.
-
Каждая из 4 школ лаковой миниатюры имеет свои особенности, отличия и стиль. Конечно, у каждого художника свой почерк, очень много нюансов. Но мы постарались показать основные отличия всех школ:
1 школа
-
Чувствуется разноплановость? В пейзажах присутствует воздух? У лиц есть объем? Значит это Федоскинская лаковая миниатюра. Эту школу основали художники, а не иконописцы. Здесь используется особая технология многослойного письма, которая позволяет создавать объем.
-
Чувствуется внутреннее сияние и блеск - опять Федоскино. Используются перламутровые и металлические порошки, которые просвечивают сквозь краску.
-
Только в Федоскино используют масляные краски (в остальных - яичная темпера).
Федоскинская школа - самая первая. Появилась в конце 18 века. Тогда в село Федоскино купец Коробов наладил производство табакерок из папье-маше. Для украшения на коробочки сначала просто на лак клеились картинки. Для обучения своих мастеров этой технологии Коробов выписал специалистов из Германии с лаковой фабрики Штобвассера. А настоящие Художники в Федоскино появились уже в начале 19 века.
2 Школа
- Много золота и ярких красок на черном, много мелких деталей, одежда расписана золотым, вытянутые формы, лица как на иконах? - значит Палехская лаковая миниатюра.
Исконные традиции иконописи в Палехе отразились и сохранились в лаковой миниатюре. В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов.
С 18 века Палех - центр иконописи. В советские времена иконы стали не нужны. В это время талантливый местный художник Голиков посетил выставку в Москве и сильно впечатлился работами Федоскинских мастеров, вернувшись домой в свое село Палех он собрал художников и с 1924 года появилась Палехская артель древней живописи.
В работе художники используют яичную темперу. Черную заготовку шкатулки обрабатывают пемзовым порошком, чтобы краска ложилась. Потом наносят рисунок иголкой. Места, где будут краски, обрабатывают белилами, чтобы краски на черном фоне не выглядели тускло. Затем идет работа красками и проработка деталей.
3 школа
- Стиль похож на иконописный, но золота не много? Преобладает голубовато-серая гамма? Все в основном веселое, динамичное и жизнерадостное? Фоны чаще цветные, в них нет черного? Поля черные с узорами? Это Мстёра.
В Мстёре лаковая миниатюра появилась в начале 30-х годов 20 века. Также как и в Палехе выросла из иконописного промысла. В советские годы местные художники вдохновились успехами Палешцев и переняли идею, вложив в нее свои традиции и умения.
Как и в Палехе используется яичная темпера. В отличии от Палешской техники белилами закрашивается весь фон. Соответственно, весь фон и вся поверхность миниатюры прорабатывается красками. Потому все фоны цветные.
4 школа
- Слегка просматривается иконописная школа? Более или менее крупный и приближенный к зрителю пейзаж и фигуры? Формы вытянутые, но более объемные и не такие иконописные как у Палеха? Встречаются Красный, Зелёный и Вишнёвый цвета фона? Золото и серебро использовано только для изображения блестящих металлических предметов или узоров? Это Холуйская миниатюра.
В Холуе все было почти также как в Мстёре, только немного попозже. Иконописцами в 1934 году была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий.
Для экономии средств мастера Холуя стали осваивать лаковую миниатюру на подготовленных листах картона. Работа в отрыве от конкретной вещи не прошла даром. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах на шкатулках, коробочках и т.д.
Мастера холуя долго искали свой стиль, эксперименты продолжаются и до сих пор. Сейчас лаковая миниатюра в Холуе это бодрый и процветающий промысел.